Zagorod50.ru

Загород №50
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое грунтовка для картин маслом

Грунт для маслянной живописи. Виды грунтов.

Грунт – вынужденная доработка основы(холста, бумаги, картона) с тем, чтобы она соответствовала материалу и
эстетическим задачам художника.

Грунт отвечает следующим задачам:
1. сформировать фактуру,
2. обладать нужным цветом,
3. обладать впитывающей или не впитывающей структурой и при этом давать связь (адгезию) красочного слоя с основой.
Грунты делятся на
1-клеевые — тянущие (то есть впитывающие масло из краски)
2-масляные не тянущие, (непроницаемые, которые образовывают непроницаемую пленку и не могут впитывать масло из красок.
Теряя масло краски становятся матовыми и густыми, а сохраняя масло – наоборот, блестящими и подвижными.

Тянущие грунты хорошо соединяются с красками за счет проникновения в них масла из красок. Не тянущие грунты соединяются с красками очень непрочно и через некоторое время краски с такого грунта начинают осыпаться. Не тянущие масляные грунты требуют проведения
специальной обработки перед работой на них.

Масляный грунт образовывает непроницаемую пленку связующего, в которой находится пигмент.
Избыток в краске масла на масляном грунте приводит к сморщиванию красочного слоя (так как
лишнему маслу некуда уйти), краски на нем дольше сохнут, он требует специальной обработки, краски на нем больше желтеют (так как масло не уходит).
На клеевом (тянущем) грунте краска сохнет с двух сторон, так как это проницаемый грунт. Масло из краски уходит в грунт, краска за счет этого твердеет, меньше желтеет, высыхание ускоряется вдвое. За счет потери масла краска сильно меняется в тоне, чего не происходит на масляном непроницаемом
грунте.

Тянущие грунты.
Свойства: придают масляной живописи матовость, за счет того, что втягивают масло из
красок. По этой же причине обеспечивают хорошую адгезию. Дают возможность делать
пастозную живопись.
К тянущим грунтам относятся клеевые грунты, это грунты, связующим которых
являются кожно-костные клеи (желатин, рыбий клей, мездровый клей) и казеиновый клей
(получаемый из молока).
Из синтетических грунтов к тянущим относят грунты, связующем которых является клей
ПВА.
Не тянущие грунты.
Свойства: придают живописи глянец, за счет того, что масло из красок не уходит в грунт.
По этой же причине без дополнительной обработки не обеспечивают адгезию, то есть не
держат краску. Однако с надлежащей обработкой обеспечивают хорошую адгезию. Дают
возможность легкого, скользящего мазка.
К не тянущим грунтам относятся масляные и полумасляные грунты.
Масляный грунт – это слой масляной краски (часто с некоторыми добавками), нанесенный
на проклейку.
Полумасляный грунт, это слой масляной краски, нанесенный на любой грунт. Таким
образом, многослойная живопись является живописью по полумасляному грунту.
Грунты средней впитывающей способности.
К грунтам средней впитывающей способности относят акриловый грунт и эмульсионный.
(Хотя эмульсионный грунт многие специалисты считают близким к масляному грунту, так
как в его составе много масла).

Восстановление использованных холстов

У каждого начинающего художника есть холсты, картины на которых не удались, либо не нравятся по каким-то причинам. Выбрасывать их жалко, а дорисовать и исправить уже не получится. Выбросить холст, оставив только подрамник, иногда тоже не имеет смысла, так как не у всех есть запасы холщовой ткани и инструменты для натяжки нового холста.

Несмотря на то, что магазине всегда можно купить новый холст, не всегда хочется это делать. Готовый холст на подрамнике, особенно льняной, достаточно дорог.

В статье я расскажу как восстанавливать холсты, покрывая их акриловым грунтом. Сразу оговорюсь, что способ не является «самым лучшим», и для «профессиональных» работ (или работ на продажу) так делать не стоит. Тем не менее делюсь своим опытом.

Данный способ актуален для начинающих, для тренировки. Как я уже писал выше, серьезных работ на восстановленных холстах писать наверое не стоит, т.к. при просмотре на свет будут видны очертания предыдущей картины.

Сразу оговорюсь, что акриловый грунт подойдет только для картин из акрила, темперы, гуаша. Акриловый грунт НЕ подходит для масла! Акриловый грунт, положенный поверх масла, будет слезать.

Для холстов с масляной краской есть другой способ. Нужно подготовить холст, как описано ниже, а вместо грунта использовать однородную масляную краску. «Затонировать» холст можно любой краской, это даже придаст интересный эффект при создании новой картины 🙂

Шаг 1. Подготовка материалов.

Для работы нам понадобится:

— Акриловый грунт. Подойдет обычный акриловый грунт (например, от производителя «Таир»).

— Широкая кисть для нанесения грунта (флейц);

— Емкость с водой (для кисти);

— Чистые тряпки для протирки холста;

— Холст, который будет восстановлен 😉

Место. Организуйте место так, чтобы исключить попадания пыли и грязи на не высохший холст. Если рядом есть домашнее животное, ограничьте доступ к рабочему месту. Пыль или шерсть, упавшая на не высохший холст, навсегда останется там либо станет причиной впадины после ее удаления.

В квартире, как вариант, удобнее всего проделывать это в ванной комнате.

Шаг 2. Избавление от неровностей и фактурной краски

Для начала нужно избавиться от неровностей на холсте. Крупные кусочки краски аккуратно вырезаются при помощи ножа или мастихина. Мастихин, конечно же, совсем не предназначен для этого дела, так как деформируется и притупляется. Поэтому «рабочий» мастихин рекомендую не использовать. Я использую старый маленький мастихин, он отлично срезает краску до основания. Будьте предельно аккуратны, не повредите ткань.

После удаления крупных неровностей принимаемся за более мелкие и незаметные с первого раза. При ярком дневном свете их можно не заметить, поэтому рекомендую проводить эту процедуру в помещении с не очень ярким освещением. Посмотрите на холст под углом — все неровности будут видны как на ладони.

Мелкие неровности убираем шлифовальной бумагой (в быту называется «шкурка»). Я использую шлифовальную бумагу №9. Шкурка с более мелким абразивным зерном убирает шероховатости хуже.

Читать еще:  Эпоксидная грунтовка mapewrap primer 1

Когда будете работать в центральной части холста, придерживайте рукой за обратную сторону, иначе есть риск повреждения рамы или ткани.

Шаг 3. Грунтовка акрилом

После удаления шероховатостей пройдитесь по холсту мокрой тряпкой. Она удалит мелкие пылинки и грязь. Мойте тряпку и протирайте холст до тех пор, пока не убедитесь что он чист. Теперь можно приступить к грунтовке.

Если холст у вас сухой, рекомендую его увлажнить, так как на влажный холст акрил ляжет ровнее. Делается это просто — окуните кисть в емкость с водой и быстро пройдитесь по холсту.

Пока он снова не высох, черпните немного грунта и начинайте наносить на холст. Лучше начинать с края и плавно передвигаться к другим участкам.

Грунт будем наносить в несколько слоев, поэтому на данном этапе не стоит задача полностью покрыть старую краску и получить идеально белый холст.

На первом слое этого не получится. Поэтому наносите грунт тонким слоем, равномерно.

Помните, что акрил сохнет быстро, поэтому работать нужно энергично. По мере высыхания кисти слегка окунайте ее в емкость с водой и продолжайте растирать грунт.

Если грунт будет слишком густой, разбавляйте его водой прямо на холсте. Иначе получится не ровная поверхность.

После завершения нанесения первого слоя положите кисть в емкость с водой и оставьте холст высыхать. Сохнет он недолго — порядка 20-40 минут.

Во время перерывов не забывайте ложить кисть в емкость с водой! В воде акрил не высохнет. В противном случае вы не отмоете акрил и испортите кисть.

После высыхания первого слоя повторите процесс нанесения еще раз. Таким образом, нанеся несколько слоев, можно добиться белого холста, готового для использования.

В заключение

Одной упаковки акрилового грунта (250 мл) хватает примерно на 4-5 холстов, в зависимости от его размеров. Удачи!

Коллекция книг о живописи и искусстве

Для учащихся в художественных учебных заведениях

  • Главная
  • Каталог книг
  • Учимся рисовать
  • Биографии
  • Статьи об искусстве
  • Ищу книгу

Содержание:

  • Предисловие
  • Применение различных материалов в пейзажной живописи
  • Основа под живопись
  • Холст
  • Подрамник
  • Натягивание холста на подрамник
  • Увлажнение холста
  • Проклеивание холста, 1 часть
  • Проклеивание холста, 2 часть
  • → Грунтовка холста, 1 часть
  • Грунтовка холста, 2 часть
  • Грунтовка холста, 3 часть
  • Грунтованные холсты фабричного изготовления
  • Холст на картоне
  • Картон
  • Текстолит
  • Фанера
  • Доски
  • Тонирование грунта
  • Масляные художественные краски
  • Белые красящие вещества
  • Жёлтые красящие вещества
  • Красные красящие вещества
  • Синие красящие вещества
  • Зеленые красящие вещества
  • Фиолетовые красящие вещества
  • Коричневые красящие вещества
  • Черные красящие вещества
  • Палитра красящих веществ
  • Масла, применяемые при изготовлении красок
  • Способы самостоятельного приготовления масляных красок
  • Выбор красок
  • Смешивание красок
  • Корпусные и лессирующие краски
  • Краски для работы при сильном морозе
  • Лаки
  • Разжижители масляных красок
  • Художественные принадлежности
  • Рисунок и его значение в пейзажной живописи
  • Материалы для рисунка, часть 1
  • Материалы для рисунка, часть 2
  • Материалы для рисунка, часть 3
  • Техника рисунка
  • Рисунок в творчестве некоторых известных художников
  • Этюд, часть 1
  • Этюд, часть 2
  • Техника современной пейзажной живописи

Грунтовка холста, 1 часть

Грунтом для живописи называют пигментированный слой определенного состава, нанесенный на поверхность основы для придания ей необходимых для работы красками физико-механических и оптических свойств. К первым относятся: фактура поверхности, структура слоя грунта, прочность, эластичность и характер сцепления слоя грунта с основой и красочным слоем, наносимым на его поверхность. Под оптическими свойствами грунта понимаются цвет, светоотражающая способность поверхности и светоустойчивость грунта.

Льняной холст, не покрытый грунтом, неприемлем для непосредственной работы на нем масляными красками, так как он обладает слабыми светоотражающими свойствами, несветопрочен. Его рыхлая, подвижная поверхность плохо принимает краску и неудобна для работы; связующее вещество из красок впитывается тканью и, окисляясь, разрушает холст, одновременно разрушается и краска, утратившая свое связующее вещество. Во избежание этого холст проклеивают и покрывают слоями грунта.

К холсту, подготовленному для живописи масляными красками, предъявляются определенные требования. Вот основные из них:

  1. Нужно, чтобы слой грунта был достаточно тонким, прочным и эластичным и служил надежным фундаментом для наносимых слоев красок; он должен хорошо противостоять всем физико-механическим воздействиям, неизбежным в процессе создания картины и ее хранения в последующее время.
  2. Слой грунта должен надежно изолировать основу от проникновения в нее связующего вещества из красок (масла, эмульсий и т. п.). Это нужно, чтобы, с одной стороны, удержать в пасте красок необходимое количество связующего вещества, а с другой — защитить основу, в особенности холст, от повреждения и разрушения. При значительной утрате связующего вещества масляная краска жухнет, сильно изменяясь в тоне, и утрачивает свою первоначальную чистоту, силу и звучность цвета, а также прочность и эластичность.
  3. Требуется, чтобы слой грунта прочно сцеплялся с основой, иначе грунт вместе с живописью может отслаиваться от холста и осыпаться.
  4. Поверхность грунта должна иметь определенный светоустойчивый цвет, так как она принимает непосредственное и активное участие в создании колорита картины. Изменение цвета или тона грунта может повлечь за собой изменение и разрушение первоначального колористического строя произведения.
  5. Необходимо, чтобы поверхность грунта легко принимала и прочно удерживала красочные слои, а грунт обеспечивал прочное сцепление с краской.
  6. Масса грунта не может содержать в своем составе материалы и вещества, которые дают нежелательную химическую реакцию при взаимодействии с красками.
  7. В составе грунта недопустимо содержание материалов, подверженных гниению и плесени. Если же они имеются, их надо обработать антисептиками.

Применяемые в масляной живописи грунты состоят из пигментов (наполнителей) и связующего вещества. В качестве пигментов могут применяться свинцовые, цинковые, титановые, баритовые белила, мел, бланфикс, гипс. Связующим веществом для массы грунта служат клеевые водные растворы преимущественно животных клеев, клеемасляные эмульсии, масло, масляные лаки, синтетические вещества типа эмульсии ПВА.

Помимо этих основных веществ, образующих массу грунта, в неё входят пластификаторы: мед, глицерин, касторовое масло, — повышающие эластичность пленок грунта, а также антисептики.

Читать еще:  Шлифовка грунтовка покраска вагонки

В зависимости от вида связующего вещества различают следующие типы грунтов: клеевые, эмульсионные, полумасляные, масляные и синтетические.

Клеевые грунты состоят из смеси водного клеевого раствора с сухим порошком мела или сухими белилами, наиболее просты и несложны в приготовлении. Массу грунта получают тщательным смешиванием клеевого раствора с пигментами: мелом и белилами.

Предназначенные под живопись масляными красками клеевые грунты отличаются хорошим сцеплением с поверхностью холста, простотой приготовления и быстротой просыхания. Наряду с достоинствами грунты этого типа имеют и некоторые отрицательные качества. Масляные краски, нанесенные на холсты с клеевыми грунтами, сильнее прожухают, нежели на холстах с эмульсионным или масляным грунтом. Этот дефект можно в значительной мере устранить, если нанести на поверхность грунта перед началом живописного процесса жидко разведенную лаком масляную краску или покрыть грунт тонким слоем смеси из равных частей мастиксового или даммарного лака, смешанного с маслом.

Долговременная практика применения клеевых грунтов многими поколениями художников подтвердила превосходную сохранность выполненной на них живописи. Не случайно, следуя лучшим традициям мастеров пейзажной живописи прошлых столетий, на этих грунтах предпочитает писать многочисленная группа наших мастеров-пейзажистов.

Предпочтение, отдаваемое многими мастерами клеевому грунту, объясняется прежде всего тем, что он обладает в полной мере отличными живописными качествами, позволяя работать различными методами, начиная от тонкослойной живописи с детальной проработкой всех частей пейзажа и кончая многослойной корпусной техникой со сложным построением живописно-красочной поверхности. В то же время грунты этого типа просты в изготовлении, быстро просыхают и легко наносятся на холст.

Присущая клеевым грунтам способность впитывать в себя известное количества масла из красок в значительной степени устраняется нашими мастерами сообразно их технике и методу живописи. Одни вносят некоторые добавки в пасту самих красок в виде различных лаков, другие подбирают наиболее отвечающий грунту разжижитель для красок, позволяющий регулировать впитывание грунтом масла, третьи дают грунту полностью насытиться маслом или лаком в подмалевке, а затем уже в полную силу продолжают писать, зная, что грунт больше не будет впитывать масло из пасты красок. В результате, установив меру впитывания клеевым грунтом масла из красок и соответствующим образом компенсируя ее, живописцы достигают того, что это свойство клеевого грунта совершенно не отражается на сохранности первоначальной тональности их живописи, силе цвета, его выразительности и насыщенности.

Отдельные мастера советской живописи следующим образом приготовляют и грунтуют холсты клеевыми грунтовками.

П. Д. Корин, много лет работавший на клеевых грунтах, поступал так: на проклеенную один раз и хорошо просушенную ткань он, после легкой пемзовки, наносил массу грунта, приготовляемую из раствора рыбьего клея (1:20) и сухих цинковых и свинцовых белил, взятых поровну. Разогрев клеевой раствор, он добавлял в него порошок белил в таком количестве, чтобы масса грунта имела консистенцию жидкой сметаны. Тщательно перемешанный, чуть теплый состав художник наносил широкой щетинной кистью топким и ровным слоем на холст, сначала в одном направлении (по основе), затем в противоположном (по утку). Художник наносил грунт легко, не втирая его кистью, и давал ему просохнуть в течение суток. На холстах, загрунтованных этим способом, художником выполнено большинство его произведений. «Этот грунт, — говорил П. Д. Корин, — не только превосходно обеспечивает прочную связь красок с ним, по и краски сохраняют на нем всю свою звучность и первоначальную красоту своего цвета. Этим же грунтом пользовался в последние годы жизни М. В. Нестеров» (1) .

И. Э. Грабарь грунтовал холст так: на поверхность проклеенного холста наносил одним топким слоем хорошо перетертую массу клеемелового грунта консистенции сметаны, имеющую один из таких составов:

Первый состав:

  • Клей осетровый — 50 г
  • Мел кусковой, отмученный и измельченный — 800 г
  • Вода дистиллированная — 1000 куб. см

Второй состав:

  • Клей осетровый — 60 г
  • Мел кусковой, отмученный — 750 г
  • Вода дистиллированная — 1000 куб. см

Масса грунта первого состава применялась для малосеансовой живописи. Грунт с большим содержанием клея предназначался для многосеансовой живописи.

Масса грунта наносилась флейцем на проклееную поверхность холста тонким слоем. На этом обычно и заканчивалась грунтовка. Лишь при употреблении холстов с редким переплетением нитей художник покрывал его вторично топким слоем массы этого же грунта.

Если на загрунтованную таким образом и хорошо просушенную в течение 2—3 суток поверхность холста положить мазок краски, то вокруг мазка образуется темное пятно, показывающее, что грунт впитал в себя довольно значительное количество масла из краски. Благодаря втягиванию грунтом из краски излишнего количества масла красочный слой крепко сцепляется с основой живописи — загрунтованным холстом, покрытым клеемеловым грунтом. При этом на загрунтованной поверхности холста остается красящее вещество, содержащее минимальное количество масла, а масляная живопись приобретает многие наиболее ценные свойства пастели. Необходимо заметить, что пастель все-таки легко подвергается разрушению, а живопись, выполненная на этих клеемеловых грунтах, сохраняется хорошо.

Я. Д. Ромас грунтует проклеенный им на подрамнике холст следующим образом: массу клеевого грунта приготовляет смешением средней крепости водного клеевого раствора рыбьего или желатинового клея с сухими цинковыми белилами в порошке с добавлением небольшого количества глицерина, придающего грунту эластичность. Масса грунта по консистенции напоминает довольно жидкую сметану. Художник наносит ее на холст жесткой щеткой тремя последовательно накладываемыми слоями. Первый слой Ромас наносит щеткой довольно тонким слоем, с силой втирая массу грунта в холст. После просыхания грунта его поверхность пемзуется. Второй и третий слои наносятся щеткой легко, очень тонким и ровным слоем. После полного просыхания грунта, обычно через 10—15 дней, на нем можно писать. Этот тип грунта, по словам Ромаса, наиболее подходит к его манере живописи и технике и обеспечивает в процессе работы на нем масляными красками отличную сохранность и неизменяемость колорита и всей живописи в целом.

Читать еще:  Что такое пигментированная грунтовка

А. В. Куприн грунтовал проклеенный на подрамнике холст по-своему. Способ приготовления массы для грунта был таков: тщательно отмучив тонко измельченный кусковой мел и перетерев его на каменной плите курантом с водой, художник смешивал его с теплым клеевым раствором того же состава и той же консистенции, которыми пользовался для проклейки (1:12). Затем он наносил грунтовочную массу щетинной кистью очень тонким и ровным слоем, давал ему просохнуть 3—4 часа и после этого наносил и просушивал второй слой. В заключение холст покрывался третьим слоем, массу для которого художник приготовлял из того же клеевого раствора, мела и сухих свинцовых или цинковых белил, взяв на 3 весовые части мела 1 весовую часть белил. Через 2—3 суток холст был готов.

Массу грунта А. В. Куприн тщательно перетирал на плите курантом, доводя ее до консистенции жидкой сметаны. Этот грунт, обладая исключительно приятной, чисто белого цвета поверхностью, хорош и удобен в работе: он слегка тянет масло из красок, но не обезмасливает их, краски на нем хорошо закрепляются и не прожухают.

  1. ↑ — А. В. Виннер. Материалы и техника живописи советских мастеров. М., издательство «Советский художник», 1958, стр. 87—88.

Акриловый грунт

Здравствуйте!
Интересуют несколько вопросов:
1. Насколько пригоден акриловый грунт для многослойной масляной живописи?
2. Какова долговечность картины написанной маслом по акриловому грунту?
3. Как определить качество холстов, загрунтованных акрилом?

Ответы на свои вопросы Вы, наверное, сможете найти на форуме, например здесь:
http://artnow.ru/forum/showthread.php?t=7266&page=0
. или на стр. 10 в теме «Фламандская живопись»

Про фламандскую живопись читал неоднократно — интересовала непосредственно основа. В настоящий момент интересует поведение акриловых грунтов в долгосрочной перспективе.

Сергей,акриловые грунт популярный грунт для масляной живописи-я других и не встречал в продаже в художественных магазинах-есть какой то выбор?А долговечность-время покажет

Интересно, у кого-нибудь отслаивались/трескались или иным образом приходили в негодность картины, написанные на акриловых грунтах?

Сергей-у меня лично проблем с использованием акрилового грунта для масляной живописи не было-много лет пользуюсь акриловым грунтом -не отслаивалось и ничего не трескалось (ни грунт ни сама масляная живопись)

Сергей, про долговечность акриловых грунтов вам никто не скажет — по двум причинам: 1) времени с момента начала использования акрила прошло мало 2) они все грунты несколько разные у разных фирм. Совет: грунтуйте и не заморачивайтесь. На обозримом этапе — пригоден, пользуйтесь, ну, или делайте самостоятельно по известным рецептурам — это дело предпочтений, удобства и достпности.
Ну и потом вы вопрос задаете слишком общО, что ли – акриловых грунтов МНОГО. Отечественные российские и море импортных – они все чуть отличаются по качествам – просто в силу того, что рецептура, видимо, несколько отличается, так что здесь ответ банален – надо пробовать.
По вашему второму вопросу — ответ выше, нормальная долговечность — за ваш век ничего не случится, если будете соблюдать основыне элементарные правила проклейки и грунтовки, что будет дальше — время покажет.
По третьему вопросу: если мы говорим о холстах, продающихся в магазине — то определить вы сможете исключительно только купив и попробовав (здесь то же самое – сколько производителей, столько и вариантов разного качества/ свойств.
Если грунтуете сами (да и во многом это справедливо и по покупным холстам) — качество определается по следующим параметрам — уже на стадии проклейки не должно остаться скважинности — т.е. на свет меленьких, как иголочные проколы, дырочек, не должно быть видно. Далее — дело вкуса и свойств самого грунта — холст не должент быть как панцирь, т.е. быть достаточно эластичным – т.е. грунтовать толсто не только нет смысла, но и неполезно, так как может (опять-таки в зависимости от свойств конкретного грунта) сказаться на эластичности. Мне хватает двух проклеек с легким прошкуриванием первой проклейки, и двух слоев грунта, также с прошкуриванием первого слоя – но – опять-таки, это справедливо для тех материалов, которыми пользуюсь я.
Отслоения грунта от основы у меня были только раз, на работе, проклеенной желатином и загрунтованной акриловым грунтом отечественного де производства, но это частично произошло и из-за неправильного хранения (работа была в рулоне, получился залом в одном месте, краска вместе с грунтом треснула и оторавлась от проклейки.
Чаще встречаются отстрелы краски – когда дописывают по сухому – у меня не было такого, у других видел. Но к грунту эти отстрелы отношения не имеют – это просто плохая адгезия к предыдущему красочном слою.

Короткий совет – просто пишите и сильно не заморачивайтесь. К качеству самой живописи качество акрилового грунта никакого отношения не имеет. Судя по вашему последнему вопросу:

вы озабочены долговечностью работ, написанных на акриловом грунте — зря, в наше время, думаю, на самодельных грунтах пишут единицы, а все то, что в продаже — это всё сплошь акрил.
Люди грунтуют сами в ситу нескольких причин: если уже технология наработана и проверена на каких-то определенных материалах, это позволяет: 1) получать любые форматы работ (а не бежать каждый раз в магазин, где именно такого формата может не оказаться) с постоянным устраивающим именно данного художника качеством грунта 2) помимо первого удобства, себестоимость такого холста может оказаться дешевле, но не факт, так как помимо холста в рулоне придется покупать планки для подрамников, стейплер, скобы, клей или желатин для проклейки, грунт, это все занимает место и стоит денег — тут опять таки каждый принимает решение, исходя из собственных соображений и целесообразности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector